Две истории
Современному человеку читать Священное Писание (как, впрочем, и всю древнюю литературу) довольно трудно. И даже не потому, что там какой-то трудный язык. Есть хорошие переводы, но они мало помогают. В древности человек мыслил несколько иными категориями, чем теперь. Наш современник, столкнувшись с непонятным явлением, поступает так. Сперва он собирает о нем информацию. Затем (в нормальном случае) проверяет ее, отсеивая недостоверное. Потом, анализируя собранное, создает теорию, объясняющую явление. И только после проверки этой теории (тоже, к сожалению, не всегда) считает явление понятным. В древности поступали не так. Древний человек любое свое знание описывал с помощью мифаСм.1. Миф, по мере накопления опыта, мог усовершенствоваться, изменяться, но оставался мифом. И на него же, а не на позитивное знание, человек опирался в своей практической деятельности. К настоящему времени такой подход почти во всех сферах потерял актуальность. Едва ли не единственным исключением является история. Вернее сказать так: существует две истории — научная и мифологическая. Первую преподают в гуманитарных вузах (возможно не во всех, точно не знаю), вторую во всех прочих учебных заведениях, включая общеобразовательные школы. Чтобы приобщиться к первой, нужно хотя бы отчасти стать историком. Вторую вобьют вам в голову, какую бы профессию вы себе не избрали.
До некоторых пор я считал это особенностью советской образовательной системы с ее обязательной для всех коммунистической индоктринацией. Но оказывается, еще в прошлом веке один французский историк составил обзор (к сожалению, изрядно неполный) того, как преподают историю в разных странахСм.2. Оказывается, у каждого народа есть свой исторический миф. Причем, даже у народов живущих на одной территории, эти мифы довольно существенно отличаются не только оценкой исторических фактов, но и самими фактами. Миф, в отличие от науки, без малейшего зазрения совести умалчивает обо всем, что не укладывается в его концепцию.
Слава Богу, в последнее время появились публикации, проливающие свет на этот дуализмСм.3. Однако, все они (мне иное не попадалось) ругают мифологизм и требуют научного подхода. С одной стороны, они очевидно правы. Подмена науки мифом – несомненное зло. Но зло именно подмена, а не сам по себе миф. Согласитесь, не всякому человеку (а тем более школьнику) под силу изучать историю по академическому курсу, то есть начиная с анализа источников и заканчивая разбором различных гипотез по спорным вопросам. Но и совсем не изучать историю нельзя. Историческое невежество, как известно, приводит к повторению худшего. Потому и необходим миф, объясняющий простому человеку, кто он такой по своей национальной принадлежности, что его объединяет с другими членами его народа, откуда это единство произошло и почему его следует хранить.
Другое дело – качество этого мифа и его удаленность от реальностиСм.4. Хорошо, разумеется, когда этот миф целостен, неагрессивен и более или менее адекватно описывает события, происходившие с данным народом, не обижая при этом соседние народы. Однако бывает всякое. Например, история, преподаваемая в Иране, практически ничего не говорит о греко-персидских войнах в V веке до н.э. [2]. А юным индийцам эпоха царств Маурьев, Гуптов и Харши представляется как длительный (с IV века до н.э. по VII век н.э.) период расцвета, лишь ненадолго прерванный нашествием гуннов. И ничего не говорится о том, что это было полицейское деспотическое государство, главными принципами управления в котором были шпионаж и донос [там же]. Есть и совсем курьезные случаи: некоторые из коренных жителей Сенегала, обучавшиеся во французских школах в период колонизации, всерьез считают своими предками галлов, поскольку в качестве истории им преподавалась история Франции [там же].
Конечно, полным особняком в этом ряду стоят нацистская и советская мифологемы. –Ложь должна быть тотальной, иначе ей никто не поверит,– говорил Геббельс, что вполне применимо к историческим мифам как III Рейха, так и Советского Союза. Не стану приводить примеры чудовищного искажения истории нацистами, их, кажется, никто не оспаривает. Впрочем, говорят, до сих пор находятся те, кто утверждает, например, что никакого Холокоста не было. А вот с советской стороны… Достаточно упомянуть 1)«триумфальное шествие советской власти», якобы в считанные месяцы распространившейся по всей стране, 2)индустриализацию, якобы произведенную за счет прибыли национализированных предприятий, а не за счет бесплатного труда заключенных, 3)коллективизацию, якобы обеспечившую подъем сельского хозяйства, а не его уничтожение и новое закабаление крестьян и многое другоеСм.5. Тотальность выражалась еще и в строжайшей цензуре (ведь одного слова правды достаточно для разоблачения нагромождений лжи), преследовании всякого инакомыслия (по той же причине) и особой роли, отводимой в системе образования кинематографу (ведь к увиденному отнестись критически гораздо труднее, чем к прочитанному).
Но более всего как нацистский, так и советский исторические мифы от всех прочих отличает именно их содержание. Впрочем, это заслуживает отдельного рассмотрения. Каково же общее содержание (так сказать, резюме) большинства исторических мифов? В двух словах его можно передать так:
«Мы – самый лучший, самый, самый, самый… (набор позитивных характеристик и эпитетов может быть различным) народ в мире. Все остальные народы – тоже ничего… Но мы – самый, самый, самый.»
Это дает не слишком образованному (и не вдающемуся в детали) человеку мотивировку гордиться своей принадлежностью к данному народу и быть патриотом. И все. Совсем иная тональность у мифа тоталитарного.
«Наш героический народ всегда был окружен врагами, стремившимися его уничтожить, поработить, ассимилировать и т.д. (нужное подчеркнуть). Но на все самые коварные происки врагов мы всегда отвечали своими героическими победами.»
Читатели старшего поколения наверняка услышат в этой фразе знакомые ноты из курса обществоведения или «научного» коммунизма. Остальным могу порекомендовать ознакомиться с любым советским учебником истории. Главное, что вывод из этого напрашивается совсем другой. «Все окружающие (народы) лишь прикидываются нашими друзьями, а на самом деле коварные и злые враги. Так что если мы не будем бдительны (читай стукачами), едины (читай нетерпимы к инакомыслию) и преданы власти (читай готовы на любую гнусность по ее приказу), нас непременно уничтожат, сотрут в порошок и т.д.»
Наконец откроем справочник для подготовки к ЕГЭ 2009 по предмету «история». Увы, здесь мы встречаем мифологию столь же тоталитарную, как и в советскую эпоху. «Русский мужик испокон веку пахал землю и сеял хлебСм.6. Но произошли «естественные процессы» и ему потребовалось государство, которое естественно и возникло во главе с правителями – князьямиСм.7. Князья, опять же естественно, стали между собой враждовать. Этим не замедлили воспользоваться враги – с одной стороны татаро-монголы, а с другой католические миссионеры со своими рыцарскими орденами.» Ну и так далее.
Немаловажным является также вопрос, где заканчивается история. Для научного анализа событий историками необходим свободный доступ ко всем документам описываемой эпохи. С этой точки зрения наша история должна была бы закончиться в 1917 году. Поскольку более поздние документы в значительной части до сих пор остаются в спецхранах. Ясно, что для мифологической, популярной истории это неприемлемо. И все же граница необходима. В большинстве стран за такую границу принимается следующее: должно уйти (если не в мир иной, то хотя бы на покой) поколение, принимавшее активное участие в описываемых событиях. То есть конец истории должен отстоять от настоящего момента лет на 40 – 50. Это понятно, дальше уже не история, а политика. Но это так в том случае, когда задача курса – дать человеку понятие о происхождении его народа. Когда же задача в том, чтобы навязать человеку определенную идеологию, избирается другой подход: история продолжается даже не до сегодняшнего, а до завтрашнего дня. Так было в советских учебниках, на последних страницах которых можно было прочесть, что нас ждет в XXI веке. То же мы, к сожалению, наблюдаем и в вышеупомянутом справочнике. Вот цитата со страницы 857, относящаяся к 2005 году:
«Стремление США переделать мир по своему образу и подобию, в том числе и насильственным путем, негативно сказывалось на российско-американских отношениях. Так называемое «дело Литвиненко», связанное с загадочной смертью бывшего офицера российских спецслужб, стало дополнительным предлогом для подхлестывания на Западе кампании «презумпции виновности» России во всех бедах — от Грузии до Ирана, поводом объявить Россию «врагом всего цивилизованного мира».»
А вот на последней (неполной) 859-й странице написано:
«Благодаря быстрому экономическому росту в первые годы нового века у России появляется реальная возможность выйти к 2020 г. из категории среднеразвитых стран, в которой мы находились на протяжении всего XX в., и присоединиться к группе развитых держав мира.»
Вот так.
Наконец, после всей этой критики постараюсь сказать и нечто позитивное. Какой бы хотелось видеть общеобразовательную историю для современной России? Ну, во-первых, более правдивой. Более основанной на исторических фактах, чем на идеологических концепциях. Во-вторых, как минимум, не агрессивной. То есть такой, в которой взаимоотношения с соседями представлялись бы не как перманентная война за выживание, а как плодотворное сотрудничество, а конфликты, как досадные недоразумения. И все же это, если можно так выразиться, «программа минимум». Все-таки у нас есть пример исторического мифа куда более плодотворного. Воспринявший его народ ведет свое существование (именно в качестве народа) уже более 3000 лет и не собирается его прекращать. Речь идет об истории народа еврейского. Разумеется не о той, которую изучают ученые археологи. Но и не о той, которую преподают в ульпанах и иешивах. А о той, которая изложена в Священном Писании. Ведь Ветхий Завет написан евреями и для евреев. И вполне определенный исторический миф в нем однозначно присутствует. Какова же его фабула? Постаравшись отвлечься от богословия, ее можно сформулировать так:
«Мы (евреи) – самый грешный народ на земле. Но не потому, что мы хуже других народов. А потому, что мы ДОЛЖНЫ быть лучше всех (в силу избрания Божия) и показывать всем пример. А мы часто от этого высочайшего призвания страшно далеки.»
Такой подход Н.А.Бердяев назвал мессианизмомСм.8, противопоставляя его национализму, для которого более характерен первый из приведенных примеров такого рода (мы лучше всех). Думаю, что если мы хотим приобщить наших детей к православной культуре, надо не ОПК им преподавать, а историю мессианского (в бердяевском смысле) типа. И учить таким образом не гордости за свой народ, а ответственности за него и за его историю.
*************************************************************************************************
1Прошу не путать с легендой. Мифы часто излагаются в форме легенд. Но миф легендой отнюдь не исчерпывается. Об этом см у А.Ф.Лосева «Очерки античного символизма и мифологии».
2 Марк Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира».
3 Несколько примеров есть здесь http://scepsis.ru/tags/id_53.html
4 Под реальностью я в данном случае подразумеваю то, что историческая наука считает бесспорным.
5 Все это легко найти в любом учебнике истории советского периода.
6 Авторы (с.17) умудрились даже переход к трехполью отнести к VIII веку. Хотя указы против подсечно-огневого земледелия принимала аж Екатерина II.
7 Что князь в то время был не правителем, а военачальником, не только не упоминается, но прямо утверждается обратное.
8 Н.А.Бердяев «Царство Духа и царство кесаря» гл.IX