Автор (настоящий) этих "писем" отнюдь не претендует на оригинальность жанра. Просто, открытая К. С. Льюисом форма оказалась весьма удобной для популярного изложения не только аскетических истин, но и вообще богословских и даже апологетических. На хамские голословные обвинения в духе политпроцессов 30-х годов отвечать всерьез невозможно. А вот показать их истинные мотивы в виде откровенной переписки двух бесов можно и весьма интересно.

Поскольку, в отличие от Льюиса, автора не интересовали взаимоотношения чертей, Паразит оказался гораздо честнее Баламута. Он не обманывает своего "сотрудника", а напротив, присоединяет к рекомендациям правдивую информацию об истинном положении вещей. Читатель же волен принять то или другое, смотря по своему вкусу.


ПИСЬМА ПАРАЗИТА


Дорогой Мерзик!


Поздравляю тебя с новым служением. Твои заслуги оценены по достоинству, так что твой новый подопечный не какой-нибудь олух, а человек верующий, хорошо наученный и наставленный в православной вере. Тебе будет трудно (помни, какая участь постигла твоего предшественника), но в случае победы мы приобретем в лице твоего подопечного могущественного союзника. Прежде всего, ознакомься с той средой, в которой он живет, с кругом его ближайших друзей и знакомых. Лучше, если христиан среди них будет поменьше. Совсем избавиться от их влияния тебе не удастся. Зато ты можешь окружить его людьми, одержимыми злобой, пышущими ненавистью, например, к еретикам или инославным. Вообще, постарайся внушить ему, что вера - дело частное, интимное и говорить об этом с другими не надо. Если тебе удастся добиться того, чтобы его христианство начиналось и заканчивалось присутствием на богослужениях, соблюдением постов и различных правил, считай, что ты победил. Однако, не спеши что-либо предпринимать, а хотя бы на протяжении светлой седмицы осмотрись и узнай все слабые и сильные стороны своего подопечного. Тогда я помогу тебе составить план предстоящей операции.


Твой Паразит.


* * * * *


Дорогой Мерзик!


Я рад за тебя. Ты быстро разобрался в сути явления, с которым тебе пришлось столкнуться. Дело действительно серьезное. Но не отчаивайся, многие из прошедших оглашение в этом братстве не только ушли из него, но и немало потрудились для борьбы с этим чрезвычайно опасным для нас явлением. Один из этих людей даже рукоположен во священники. В его статье об этом братстве в нашем журнале "Чуждый огонь" №1/98 ты найдешь много для себя полезного. Таких людей немного, береги их. Ты можешь рассчитывать на их помощь, но не злоупотребляй ею. Если кто-нибудь из них покается и вернется в братство, ты подведешь сразу многих своих коллег.

Прежде всего, крепко запомни: чем меньше христианин знает о своей вере, тем легче внушать ему наши цели и устремления. Иногда даже удается почти полностью перевести человека на службу нам, оставляя его в уверенности, что он служит нашему Врагу. Для того в Церкви с древнейших времен и существует оглашение, чтобы лишать нас этой возможности. Кроме того, ты должен знать, что церковные каноны в обязательном порядке требуют оглашения перед крещением (78 правило VI Вселенского собора и 46 правило Лаодикийского собора) длительностью не менее одного месяца (45 правило Лаодикийского собора), однако для больных допускают оглашение и после крещения (47 правило Лаодикийского собора). На самом же деле, в древности оглашение проходило несколько лет, так что человек не только поставлялся на служение Врагу, но и научался такому образу жизни, при котором нам воздействовать на него чрезвычайно сложно. Однако, за последние несколько веков нам удалось добиться того, что почти везде в русской православной церкви оглашение либо совсем перестало практиковаться, либо свелось к чисто формальному акту информирования крещаемого о догматах. В последнее же время это наше достижение удается удерживать с большим трудом. Уже в нескольких местах в разных формах эта опасная для нас практика возобновлена. Впрочем, помни, идеальным оглашение никогда не бывает. Каждый оглашаемый, непременно, что-нибудь пропустил, не выполнил, не усвоил, чему-то не научился. Поторопись всем этим воспользоваться, поскольку эти пробелы твой подопечный может вскоре восполнить.

Однако, самое неприятное в твоем положении состоит в том, что он регулярно общается с такими же как он наученными и наставленными христианами, да еще и на духовные темы. Это самая благоприятная среда для восполнения этих пробелов. Кроме того, он всегда может воспользоваться помощью тех, кто прошел оглашение раньше и уже имеет опыт жизни в общине. Так что постарайся увести его из братства и как можно скорее.

Ты верно подметил, что твой подопечный плохо знает церковную традицию. Постарайся внушить ему, что он ее знает хорошо. Например, своди его в несколько храмов, где нам удалось утвердить дух фундаментализма и филетизма. Там ему авторитетно объяснят, что то, что практикуется у них, (порядки, правила благочестия, все, к чему они привыкли) и есть вся полнота традиции, а все остальное - ересь. В общем, постарайся заронить в душу твоего подопечного сомнение. Если не сомнение в вере, то хотя бы сомнение в правильности того пути, на котором он пока стоит. Для этого у нас есть целый ряд печатных изданий и даже радиостанция, уделяющие много внимания этой проблеме. Твой подопечный, по-видимому, не слишком образован, а в богословских вопросах почти полный профан. Спеши этим воспользоваться (эту возможность легко упустить), подсунь ему какую-нибудь газету, журнал или радиопередачу, где братство называется сектой, оглашение - ересью, агапы - пародиями на евхаристию и т.д. Обрати его внимание на то, что братство - особая организация внутри церкви. Представь ему структуру этой организации как иерархическую (внешне она, действительно, похожа на таковую). Пусть он считает, что старосты групп, главы общин и председатели братств суть иерархи. Если тебе удастся утвердить в его сознании такую путаницу, ты сможешь противопоставить "иерархию" братства церковной иерархии. Тогда нетрудно будет подвести твоего подопечного к мысли, будто церковную иерархию братство не признает, но утверждает вместо нее свою.

Вообще, всякое недоразумение, при должной с твоей стороны расторопности, можно обратить в аргумент для него против жизни в братстве.


Желаю успехов.

Твой Паразит.


* * * * *


Дорогой Мерзик!


Ты правильно делаешь, что уделяешь столько внимания агапам, в которых участвует твой подопечный. Это чрезвычайно опасное для нас явление более полутора тысяч лет назад нам удалось полностью изжить из практики церкви. Тем не менее, в последние века (особенно в 20-м веке) не прекращаются попытки его возродить. В агапе осуществляется внутреннее единство общины, как в евхаристии осуществляется единство всей кафолической Церкви. Кроме того, агапы восполняют многое из того, что нам, ценою почти 2000-летних усилий, удалось исказить в евхаристии. В современном чине литургии нет места ни свободной молитве, ни братскому общению и вообще активному участию в священнодействии мирян, ни даже прямых слов благодарения Отца за Сына. Агапы же опасны для нас именно тем, что на них все это может быть.

Ты наверняка знаешь, что для Церкви агапы - вещь глубоко традиционная, так что даже существует канон (11-е правило гангрского собора), по которому презирающие агапы подлежат отлучению. Но знает ли это твой подопечный? Постарайся уберечь его от этого знания. Кроме того, тебе необходимо понимать подлинный смысл агапы. Это не таинство (поскольку здесь нет прямого действия Божия) и не мистерия (в ней нет определенного ритуала), а просто общая трапеза всей общины с молитвой и символическим отпиванием вина из общей чаши и потреблением кусочков просфоры. Как ты, наверное, уже заметил, внешне здесь есть некоторое сходство с евхаристией. Постарайся его использовать. Если тебе удастся внушить твоему подопечному, что агапа и евхаристия - одно и то же, считай, что он уже на полпути к неверию. Ведь такая путаница означает не что иное, как неразличение между Святыми Дарами и простыми хлебом и вином. Опыт такого рода у нас имеется. Когда-то Серафим Саровский стал раздавать своим духовным чадам просфору и вино. Тогда мы нашли человека, который написал донос, будто прп. Серафим у себя в келье кого-то причащает. Правда, тогда добиться полного запрещения этой практики со стороны священноначалия нам так и не удалось. Но при нынешнем священноначалии может быть и удастся.

Ты спрашиваешь как добиться неприятия твоим подопечным агапы. Лучше если он будет считать, что такую форму братского общения Церковь отвергла, как плохую. Если тебе удастся спутать в его голове агапу с евхаристией, можешь представить ему совершение агапы как "самочинное сборище", то есть служение евхаристии без благословения епископа. Полезно также представить ему агапу как некую мистерию. Для этого тебе придется составить ее "чин". Ведь ты знаешь, что обычно делают на агапах. Молитва перед трапезой там есть? Есть. Растворение вина, преломление просфоры (так чтобы хватило на всех) есть? Есть. Отпивание из общей чаши и потребление кусочков просфоры с приветствием друг друга целованием мира: "Христос посреди нас!" - "Есть и будет!" есть? Есть. Вот тебе и элементы "чина". Не важно, что все они носят свободный характер и не являются каким-то последованием. Твоя задача - убедить своего подопечного, что все делается по вполне определенной процедуре. Тогда ты сможешь дополнить этот список и другими пунктами. Сама трапеза, конечно, не в счет, но молитва своими словами вполне сойдет за элемент "чина". Постарайся придать всем этим действиям некую сакральность в сознании твоего подопечного, и агапа превратится для него в особое "таинство", неизвестное Церкви. Пусть это "таинство" вытеснит из его жизни евхаристию, и ты победил.


Желаю успехов.

Твой Паразит.


* * * * *


Дорогой Мерзик!


По-моему, ты чрезмерно увлекся одним из направлений своей работы и совершенно забыл о других. В конце концов, агапы бывают в жизни твоего подопечного сравнительно редко - обычно не чаще, чем раз в два месяца. Будет очень хорошо, если он перестанет в них участвовать, но и без агап ты можешь проиграть все дело, если не обратишь внимания и на евангельские и молитвенные встречи. Не думай, что это что-то нецерковное, а стало быть, для нас безопасное. Помни обещание Врага людям: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"(Мф.18.20). Так неужели ты думаешь, что такие собрания христиан для молитвы или чтения Писания обходится без Его участия. А ведь они проводятся еженедельно! Что же делать?

Прежде всего, обрати внимание своего подопечного на то, что евангельские встречи в православной церкви почти нигде (а ты должен внушить ему, что вообще нигде) не проводятся. Постарайся уберечь его от знакомства с опытом о. А. Меня и о. С. Мечева, которые подобные встречи проводили, а особенно с опытом древних монастырей, где Евангелие не только читали, но и учили наизусть. Можешь отвести своего подопечного в один из фундаменталистских приходов (о них я тебе уже писал), где ему, наверняка, скажут, что такие встречи суть привнесение в православие практики баптистов. Здесь же, при некоторых усилиях с твоей стороны, ему могут привить отношение к баптистам (и вообще к инославным) как к врагам веры. Это реальный шанс отвратить твоего подопечного от участия в евангельских встречах. Если же это не удастся, испробуй два пути. Во-первых, постарайся сделать его участие во встречах как можно более пассивным. Займи его голову чем угодно, лишь бы он поменьше размышлял над прочитанным и уж, по крайней мере, не готовился к встречам. Если же не удастся и это, попробуй внушить ему, что чем размышлять над отрывком самому, лучше прочитать толкования на него ученых богословов. Пусть он читает святых отцов - в их трудах он, все равно, ничего не поймет - или богословов прошлых веков - их толкования принесут ему не много пользы - лишь бы все это не имело отношения к его жизни. Ты удивлен, почему я рекомендую тебе святоотеческую литературу? Она, действительно, весьма опасна для нас, но лишь при определенной подготовке читающего. Святые отцы писали для своих современников. Чтобы правильно понять их опыт, нужно знать историю и духовные проблемы того времени. Не знающего всего этого легко убедить, что Иоанн Златоуст был антисемит, что папа римский - антихрист и т.д. Спеши воспользоваться этим его незнанием. Впрочем, некоторых современных богословов (думаю, ты сам разберешься каких), все-таки, избегай. Их толкования столь близки к реалиям жизни твоего подопечного, что это может вызвать у него ненужные вопросы.

Помни, когда человек читает Священное Писание, это полбеды. Самое страшное для нас наступает тогда, когда он начинает прилагать это к своей жизни. А именно для этого и предназначены евангельские встречи.


Желаю успехов.

Твой Паразит.


PS О молитвенных встречах напишу тебе в следующий раз.


* * * * *


Дорогой Мерзик!


Как и обещал, пишу тебе о молитвенных встречах твоего подопечного. Ты, я вижу, уже понял, чем это явление нам грозит. Только в XX веке с помощью советской власти нам, наконец, удалось локализовать совместную молитву христиан и почти полностью загнать ее в храмы. И то, иногда случались срывы вроде богослужений в лагерях или общины о. Сергия (Савельева). Теперь же, когда государство не только перестало давить на церковь, но и пытается ее поддерживать, нам ничего не остается, как только стараться удержать достигнутое силами самой же церкви. Ты спросишь, как церковь может помогать нам? Конечно, святая кафолическая апостольская Церковь, представляющая собой Тело нашего Врага, ничего полезного для нас сделать не может. Я имею в виду именуемую церковью организацию. Ее структуры, иерархи и рядовые члены иногда вольно или невольно оказывают нам неоценимые услуги. Примеры такого сотрудничества тебе хорошо известны: сожжение книг в одной из семинарий, запрещение в служении некоторых наиболее опасных для нас священнослужителей перебои с причастием в ряде храмов - вот далеко не полный их список только за последние несколько лет.

Итак, постарайся внушить твоему подопечному, что церковная молитва вне храма недопустима, что слова вечерни, утрени и других синаксарных чинов могут произносить только священнослужители, что мирянам подобает читать псалтирь и молитвослов, а уж никак не молиться своими словами. Используй для этого церковных фундаменталистов и филетистов, которых я тебе уже рекомендовал. Если всего этого окажется недостаточно, действуй так же, как я рекомендовал тебе в предыдущем письме, - постарайся сделать участие твоего подопечного в молитвенных встречах как можно более пассивным. Пусть он к ним не готовится, во время встреч старается ни в чем не участвовать, а думает о чем-либо постороннем.

Напиши мне, не пытался ли кто-либо из группы твоего подопечного проповедовать. Эта их практика особенно опасна тем, что приближает их знания о Враге к реалиям их собственной жизни и, таким образом, помогает эту жизнь воцерковлять. Если же твой подопечный сам начнет проповедовать, постарайся направить эти его попытки на то, чтобы учить других, а уж никак не научаться самому. Кстати, ты, наверное, знаешь канон, запрещающий мирянам публично проповедовать (64-е правило Трулльского собора). Но ты должен знать и то, что практика привлечения к проповеди мирян почти во все века существовала, а собором 1917-18 гг. даже рекомендована церкви.

Особое внимание обрати на свободную молитву. Помни, ни на что Враг не реагирует столь живо и действенно, как на прямой разговор человека с Ним, пусть даже совершенно нелепыми словами. Попробуй внушить твоему подопечному, что молитва "неканоническими текстами" не есть молитва, а лишь пародия на молитву. Если же это не удастся, постарайся, чтобы его молитвы были исключительно возвышенными и "духовными", то есть чтобы он никогда не молился о конкретных вещах, которые его действительно волнуют. И наконец, используй тот факт, что всякая молитва требует от человека усилия, а тем более молитва вслух в присутствии других людей. Постарайся преувеличить, в его глазах, трудность этого усилия и преуменьшить возможные его плоды.


Желаю успехов.

Твой Паразит.


∼ конец 1990-х

6